
Эйно Иванович Сеппяляйнен коренной токсовчанин, ингерманландец в третьем поколении.
Родился в 1920 году. Окончил Токсовскую финскую школу. До 1937 года работал на почте — обрабатывал корреспонденцию и разносил местную газету «Токсовскии колхозник».
Посkе ареста отца Ивана Харитоновича Сеппяляйнена, который работал председателем Токсовского сельского совета, Эйну Ивановича увольняют с работы; он пытается найти работу в Ленинграде. Ему, как «сыну врага народа», всюду отказывают.
Наконец находятся люди, которые на свой страх и риск берут молодого ингерманландца на трамвайный завод.
В 1940 году Эйну Сеппяляйнена призывают в Красную Армию. Службу проходит в Карелии — охраняет Кировскую железную дорогу. Эйно удивлялся — «сыну врага народа» такой объект охранять
доверили.
Род наш сильно опечален,
И тоскует вся округа,
Вся семья убита горем –
На войну идти мне надо,
В пасть к железным маслобойкам,
Как же тут не убиваться,
Что паду на поле битвы,
Что в бою с врагом погибну.
Не горюй, мой род, не надо,
Вы, родные, не печальтесь.
Я в болоте не увязну,
Не паду в бору сосновом,
Если на войне умру я,
То под звон мечей железных.
Смерть в бою всегда прекрасна,
На войне погибнуть — любо,
Умереть под звон оружья:
Не болея и не мучась
И не похудев нисколько,
Рухнешь наземь – и готово.
(«На войне погибнуть любо» – руна 265 «Кантелетар»)
1941 год. С сентября Эйно Сеппяляйнен («кузнец») — рядовой 131 стрелкового полка 71-й дивизии. Эта дивизия была укомплектова¬на финнами и карелами и представляла собой переформированный костяк Финской Народной армии. Командовал 71-й дивизией «крас¬ный финн» Аксели Анттила.
Рядовой Эйно Сеппяляйнен неоднократно ходит в разведыватель¬ные рейды на территорию, занятую финнами. В жестоком бою на станции Лоймолово он получает тяжёлое двойное ранение — бедра и голени — и контузию.
Однополчанам чудом удаётся вывезти тяжелораненого товарища на гидросамолёте в Петрозаводск, затем в Ленинград и далее в глубь России — в Сибирь.
Девять месяцев лечения в госпитале.
Врачи сделали всё, чтобы спасти жизнь и ногу ингерманландца.
А в это время на родине Эйно Сеппяляйнена — вторая волна репрес¬сий. По распоряжению Сталина всех «нечистых» — карелов, финнов, ижорцев, эстонцев и пр. высылают из Ленинградской области в Сибирь.
Не забывают и про 71-ю дивизию, держащую фронт в Карелии и под Мурманском. Очень и очень многих снимают с боевых позиций и ссылают за Уральский хребет, в Сибирь.
Подходил к концу 1943 год. Комиссованного Эйно Сеппяляйнена, орденоносца, «запирают» в Сибири.
«Ты — враг народа, и твоё место в Сибири! Будь счастлив, что тебя ещё в живых оставили».
В Омске, Кемерове, Новосибирске на работу не берут. «Нам такие не нужны. У нас своих зэков здоровых навалом, а ты инвалид».
Эйно Иванович несколько раз пытался бежать из Сибири. Ловили. Снимали с поездов. Перебивался случайными заработками.
Закончилась война. Победа!
И Эйно предпринимает ещё одну попытку вернуться домой, в Токсово. Прошёл кордоны и шлагбаумы. Крадучись и таясь. Словно диверсант.
В Токсовском сельсовете таращат глаза:
«Как ты здесь оказался?! Кто позволил?! Ты — враг народа! В 24 часа покинуть пределы Ленинградской области!»
Только в 1953 году, когда умирает Сталин, Эйно Иванович Сеппя- ляйнен возвращается в Токсово. Через 13 лет! Дом, построенный отцом, разобран и вывезен. Участка для строительства нового дома местная власть не даёт. Помогли знакомые люди: «отбили» часть бывшего отцовского участка для инвалида, на нём Эйно Иванович и поставил свой новый дом. И стал работать в Токсовском опытно-показательном парклесхозе, делать мебель. И проработал много-много лет. Трепетно хранит Эйно Иванович Сеппяляйнен память о прошлом Токсова, память о боевых товарищах, отдавших жизнь за свободу своего Отечества и о тех, кто сгинул в лесах и болотах Сибири.
| Эхо войны: Токсово | Из книги Владимира Кудрявцева «Посёлок на токсовских высотах» |